Кто такой помощник машиниста — все тонкости профессии. Помощник машиниста тепловоза.

Современные поезда и локомотивы оснащены автоматическими системами управления, поэтому присутствие двух человек в кабине машиниста может показаться непосвященному излишним. Однако в действительности это легко объяснимо. Действительно, бывает так, что приходится одновременно выполнять несколько действий в разных местах.

Кто такой помощник машиниста — все тонкости профессии

Выбор профессии — важный этап в жизни каждого подростка. Выбрать профессию, которая была бы интересной, увлекательной и в то же время хорошо оплачиваемой, бывает довольно сложно.

Одной из самых популярных профессий в средней школе является профессия помощника инженера, о которой мы расскажем в журнале WhoTakoy.com.

  1. Кто такой помощник машиниста поезда?
  2. Специализации помощников машиниста
  3. Тепловозы
  4. Электровозы
  5. Электропоезда
  6. Задачи и обязанности помощника машиниста
  7. Плюсы и минусы работы помощником машиниста
  8. Плюсы:
  9. Минусы:
  10. Обучение на помощника машиниста
  11. Зарплата помощника машиниста

Кто такой помощник машиниста поезда?

Помощник машиниста является членом локомотивной бригады и помогает машинисту осуществлять управление локомотивом. Работа помощником машиниста локомотива является необходимой ступенькой для того, чтобы стать машинистом локомотива.

ВАЖНО Главная задача нового специалиста на начальном этапе — научиться всем тонкостям работы у более опытного сотрудника.

Изначально квалифицированный рабочий, выполнявший функции помощника машиниста, назывался механиком.

Когда на рынке появились первые паровозы, обязанности были перераспределены: Машинистом и его помощником называли специалистов, которые управляли механизмом, а инженером — человека, который разбирался в принципах работы такого механизма.

Смотрите также на сайте «КтоТакой.ком» — Кто такой машинист локомотива РЖД, подробный разбор профессии.

Специализации помощников машиниста

Обязанности и функции помощников машиниста локомотива зависят от типа используемого локомотива.

Тепловозы

Тепловоз — это автономный двигатель, работающий от двигателя внутреннего сгорания и передающий движение на подвижной состав через трансмиссию.

Этот тип локомотивов впервые появился в нашей стране в 1924 году и стал реальной заменой паровозам, использовавшимся в то время.

За время использования тепловозов в их конструкцию были внесены многочисленные усовершенствования, такие как увеличение мощности двигателя или снижение выбросов вредных веществ в атмосферу. Сегодня тепловозы все еще строятся и используются по всему миру.

тепловозы

Электровозы

Электровозы — это неавтономные машины, приводимые в движение встроенными в них электродвигателями. Они получают энергию от воздушной линии через тяговые подстанции.

электровоз

Первые электровозы появились в конце 19 века.

Электропоезда

Электропоезда — это неавтономные рельсовые транспортные средства, получающие энергию от внешней сети воздушных линий через токоприемники.

электропоезда

Электропоезда в основном используются в пригородном или местном сообщении.

В отличие от других типов локомотивов, они производят меньше шума и являются достаточно экологичными, что важно в густонаселенных районах. Электропоезда также используются для высокоскоростного пассажирского транспорта.

Задачи и обязанности помощника машиниста

Должностная инструкция специалиста включает следующие пункты:

  • обеспечение безопасности движения ;
  • выполнение инструкций технической эксплуатации, правил безопасности на железнодорожном транспорте, нормативных актов и приказов;
  • четкое и быстрое исполнение приказов машиниста ;
  • контроль состояния локомотива и состава, который обслуживает локомотивная бригада, предотвращение самопроизвольного движения состава;
  • самостоятельное принятие решения в ситуации, когда машинист не предпринимает действий по остановке состава или локомотива, с целью предотвращения проезда состава на запрещающий светофор ;
  • в случае потери машинистом способности управления составом, самостоятельное торможение локомотива согласно инструкций, с целью предотвращения произвольного движения. Если помощник имеет документ, удостоверяющий право на управление составом, — самостоятельная перегонка состава на ближайшую станцию;
  • визуальный контроль высадки и посадки пассажиров на станциях.

Как вы думаете, каковы наиболее важные характеристики помощника машиниста поезда?

Кто такой помощник машиниста?

Кто такой помощник машиниста — все тонкости профессии. Помощник машиниста тепловоза. 2

Помощник машиниста — это работник железной дороги, который входит в состав локомотивной бригады. Область работы этого специалиста — все типы поездов с различными сообщениями и назначениями (грузовые, пассажирские, электропоезда и т.д.).

Название профессии происходит от латинского слова māchina (инструмент, устройство, механизм). Таким образом, само название прямо указывает на то, что речь идет о специалисте, который помогает управлять машинами. Первоначально тех, кто должен был управлять механизмами, называли просто «механиками», но только позже произошло перераспределение задач между профессиями: Механик был человеком, который знал принципы работы механизма, а машинист — профессионалом, который управлял механизмом. Профессия появилась сравнительно недавно, а именно с появлением первых паровых машин. В России она возникла в середине прошлого века.

Чем занимается помощник машиниста? Прежде всего, необходимо сказать, что помощник машиниста тепловоза — это не просто ученик основного машиниста тепловоза или электровоза. У него своя очень важная роль и место в кабине машиниста, и от того, что делает помощник машиниста, зависит очень многое. Работа помощника машиниста включает в себя его участие во всех циклах поездки: до, во время и после поездки:

  • до поездки помощник машиниста должен осмотреть тепловоз и проверить его техническое состояние, выявить возможные неисправности. Он должен также проверить сцепление локомотива с подвижным составом;
  • во время поездки помощник машиниста контролирует световые и звуковые сигналы на трассе и докладывает о них машинисту, обеспечивает радиосвязь и ее отличное состояние (а это очень важно и напрямую обеспечивает безопасность пассажиров, так как соединяет экипаж машины с диспетчерами). Он также следит за всеми показаниями приборов и датчиков и при необходимости предупреждает машиниста о неисправностях. Кроме того, данный специалист должен информировать машиниста где и когда нужно увеличивать или снижать скорость локомотива;
  • после поездки помощник осматривает локомотив, отцепляет его от подвижного состава и вместе с машинистом отводит на запасные пути.
  Профессия «инженер-электрик». Инженер электрик это.

В целом, работа помощника машиниста заключается в обеспечении безопасности пассажиров во время поездки, поддержании подвижного состава в хорошем состоянии и приобретении опыта и профессиональных навыков, которые в дальнейшем помогут ему самостоятельно управлять локомотивом.

Какими личностными качествами должен обладать помощник машиниста?

Кто такой помощник машиниста — все тонкости профессии. Помощник машиниста тепловоза. 3

Поскольку профессиональные задачи помощника машиниста не сильно отличаются от задач машиниста локомотива, личные качества помощника должны включать в себя, прежде всего, чувство ответственности и дисциплинированность. Кроме того, наиболее важные требования к помощнику машиниста следующие

  • хорошая реакция;
  • внимательность;
  • осторожность;
  • осмотрительность;
  • выносливость;
  • хорошая зрительная память;
  • способность быстро переключать внимание;
  • стрессоустойчивость;
  • острота зрения и слуха;
  • высокая координация движения;
  • склонность к работе с техникой.

Помощник машиниста поезда — это профессия, в которой не могут работать люди без специальной подготовки. Необходимо знать очень многое: Специфика движения поездов, работа локомотива, линии связи, а также доскональное знание технических характеристик поездов, умение читать сложные приборы и следить за нормальной работой локомотива.

Преимущества профессии помощника машиниста

Основным преимуществом профессии помощника машиниста является ее высокая востребованность. Несмотря на активное развитие воздушного и морского транспорта, железные дороги по-прежнему являются основным видом транспорта и грузоперевозок в России. Поэтому в ближайшие годы спрос на таких квалифицированных работников будет расти.

Еще одним преимуществом этой профессии является то, что работа локомотивного персонала — одна из высокооплачиваемых. Риски в этой профессии очень высоки, и вознаграждение должно быть соответствующим — сегодня специалисты, непосредственно участвующие в вождении поезда, получают в среднем 40-50 тысяч рублей.

Нельзя умолчать и о больших возможностях для профессионального роста. Мало того, что через несколько лет успешной работы помощник машиниста поезда может подняться до инженера, занять должность прораба или начальника строительного участка в депо. В долгосрочной перспективе для карьеры в этой профессии нет верхнего предела — можно даже стать министром транспорта.

Поскольку технологии постоянно развиваются, водитель должен постоянно совершенствовать свои технические навыки и приобретать новые знания — отличная возможность повысить свой уровень образования и «натренировать» свой ум. Другими словами, специалист в этой области может с уверенностью считать себя интеллектуально развитым человеком, который в курсе последних достижений науки и техники.

Наконец, к водителям предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья (перед каждой поездкой и водитель, и его помощник проходят медосмотр), поэтому им не приходится беспокоиться о возможных патологиях и хронических заболеваниях.

График и условия работы помощника машиниста тепловоза

У железнодорожников есть график сменности, но фиксированного режима работы на магистрали нет. Самым важным условием является количество часов, отработанных машинистом и его помощником. Они также имеют право на обязательный 16-часовой перерыв между сменами.

Часто бывают сверхурочные, которые оплачиваются.

Рабочие смены начинаются с теста и медицинского осмотра. Затем помощник машиниста принимает участие в осмотре локомотива и собирает его с предыдущей смены. Только после этого рабочие могут выходить на трассу. В конце смены сотрудники должны вернуть транспортное средство и расписаться в журнале машиниста.

У помощника машиниста много работы на трассе. Прежде всего, он должен следить за безопасностью движения, подавать сигналы и следить за тем, чтобы поезд не наехал на препятствие, не сбил человека или не попал в аварию.

Помощник машиниста тепловоза должен быть:

  1. дисциплинированным;
  2. стрессоустойчивым;
  3. аккуратным;
  4. исполнительным;
  5. работоспособным.

Это тяжелая работа, поэтому помощник должен быть выносливым и физически сильным. Из-за характера работы на эту должность обычно берут мужчин, но не возбраняется, чтобы эту работу выполняли и женщины.

Требования к навыкам работника

Прежде всего, диспетчер должен знать технические правила эксплуатации железнодорожного транспорта. Другим обязательным требованием является знание правил сигнализации, а также правил вождения поездов и маневрирования.

Все это изложено в специальных инструкциях, которые помощник машиниста должен выучить наизусть.

Также необходимо знать правила ремонта локомотивов, сцепки и расцепки вагонов и многие другие технические тонкости.

Как получить свидетельство помощника машиниста тепловоза

Как получить удостоверение помощника машиниста тепловоза

Источник фотографии: aleksandarlittlewolf/freepik

Чтобы работать на железной дороге и управлять поездами, необходимо получить среднее специальное образование и окончить железнодорожный техникум (колледж). Принять на работу можно только после сдачи квалификационного экзамена и получения сертификата.

Такие учебные заведения есть практически в каждом крупном городе России. Поступить в одно из таких учебных заведений можно после окончания 9 классов.

Обучение включает в себя изучение теории эксплуатации и обслуживания подвижного состава, приобретение практических навыков и стажировку в ОАО «РЖД» или его региональных филиалах.

Альтернативный вариант — обучение на помощника машиниста тепловоза с базовым профессиональным или высшим профессиональным образованием. Если вы выберете этот вариант, то сначала вам придется поработать техником по ремонту в железнодорожном депо.

Личные качества помощника машиниста

Для того чтобы как можно лучше выполнять должностные обязанности, человек должен обладать следующими чертами характера, которые указывают на его профессиональную компетентность.

  • Желание работать на железной дороге в качестве второго человека, управляющего локомотивом;
  • Иметь хорошее зрение;
  • Обладать быстрой реакцией;
  • Быть максимально ответственным;
  • Иметь аналитический склад ума;
  • Отличное физическое и психическое здоровье;
  • Быть сдержанным в любой чрезвычайной ситуации;
  • Недопущение приёма алкоголя и наркотических средств;
  • Отсутствие фобий.
  Актуальные и увлекательные профессии, где пригодятся знания биологии. Профессии связанные с биологией.

Сколько получает машинист тепловоза в России?

Средняя зарплата машиниста тепловоза составляет 34 тысячи рублей. Средняя зарплата водителя грузового автомобиля составляет 34 процента. Однако лидером по уровню заработной платы является Ханты-Мансийский автономный округ. Здесь машинист тепловоза зарабатывает в среднем 69 тысяч рублей в месяц. На Алтае зарплата составляет 60 тысяч рублей. В других регионах она значительно ниже. Даже в Московской области она не превышает 50 тысяч рублей. Это примерно такая же зарплата, как у машиниста тепловоза в Санкт-Петербурге.

Никого не удивит, если мы скажем, что для работы помощником машиниста локомотива требуется специальная подготовка.

После окончания средней школы будущий помощник машиниста локомотива должен поступить в колледж, где по окончании обучения молодой специалист овладевает знаниями и практическими навыками, необходимыми для управления железнодорожным локомотивом.

  • После этого предстоит практика, а затем человека допускают к должности помощника машиниста.

Часто будущие специалисты после окончания колледжа работают проводниками поездов. Таким образом, они получают дополнительный опыт работы в междугороднем сообщении.

В процессе работы им постоянно приходится сдавать профессиональные экзамены и повышать свою квалификацию.

Профессиональные обязанности

Помощник машиниста поезда считается техническим специалистом. В его/ее должностные обязанности входит:

  • оперативное выполнение распоряжений машиниста, диспетчеров, дежурных по станциям и депо, а также инструкторов;
  • обеспечение постоянной радиосвязи с ответственными лицами по ходу движения поезда;
  • техническое обслуживание локомотивов во время остановок и стоянок на маршруте, а также при приемке и сдаче локомотива;
  • соблюдение режима движения поезда в соответствии с режимными картами;
  • контроль функционирования агрегатов и узлов электровоза или тепловоза, инвентаря, систем связи и безопасности, в частности пожаротушения;
  • устранение неисправностей по ходу движения, если это невозможно – принятие мер к освобождению перегона для других составов;
  • ведение учета расхода топлива и смазочных материалов;
  • ведение необходимой маршрутной документации, внесение записей в журнал замечаний;
  • визуальный контроль процесса посадки и высадки пассажиров при управлении моторвагонным средством (электричка, метро);
  • замена машиниста, если тот по каким-то причинам не может вести состав, для остановки поезда, недопущения его самопроизвольного движения и оповещение диспетчера, дежурных по станциям и машинистов ближайших поездов.

Помощник машиниста должен знать все правила работы на железнодорожном транспорте, включая стандарты безопасности и охраны труда. Он должен знать устройство электровозов и тепловозов, возможные причины неисправностей в основных системах локомотива и способы их устранения. Кроме того, помощник должен знать расход дизельного топлива или электроэнергии в различных режимах работы и уметь давать рекомендации по их экономии.

Читайте также. Диплом фрезеровщика в Москве в Московском университете.

Кто такой помощник машиниста: что нужно знать о профессии?

Одним словом, это работник, который помогает машинисту поезда в управлении составом. Как правило, на эту должность берут молодых сотрудников, которые прошли профессиональное обучение и еще не имеют практического опыта. Проработав определенное время в качестве помощника, они получают возможность стать полноценными машинистами поездов.

Помощник выполняет в основном те же задачи, что и машинист, но под руководством машиниста.

Профессию можно разделить на несколько вариантов, в зависимости от состава, в котором работает сотрудник.

  • помощник машиниста электропоезда РЖД;
  • помощник машиниста грузового электровоза или тепловоза;
  • помощник на пассажирском поезде.

Задачи и обязанности

В должностную инструкцию специалиста обычно входят следующие задачи и обязанности:

  • выполнение распоряжений дежурных депо;
  • выполнение указаний машиниста;
  • проведение техобслуживания поезда;
  • проверка локомотива перед началом смены на наличие неполадок и неисправностей;
  • мониторинг показаний приборов и выявление с их помощью некорректной работу узлов локомотива;
  • управление поездом;
  • обеспечение безопасности экипажа локомотива, пассажиров и окружающих людей.

Работа и зарплата

Зарплата помощника машиниста локомотива в Москве составляет 50 000-70 000 рублей. Зарплата помощника машиниста локомотива в Москве составляет примерно 50-50-50% — примерно столько же он получает в Санкт-Петербурге. В регионах эта сумма несколько ниже и составляет 40 000-55 000 рублей.

Карьерный рост сотрудника на этой должности несколько ограничен. Например, существует всего два уровня для продвижения по службе:

  • машинист тепловоза, электровоза или другого вида локомотива;
  • начальник поездной бригады.

Однако это компенсируется высокой зарплатой и возможностью досрочного выхода на пенсию.

Найти работу в качестве оператора станка несложно. На рынке труда много вакансий, как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в других регионах. Интересно, что в провинции квалифицированных работников этой категории требуется даже больше, чем в столице.

Плюсы и минусы профессии

К положительным сторонам профессии относятся:

  • высокую заработную плату;
  • высокую востребованность на рынке труда;
  • возможность стать машинистом и увеличить свой доход в полтора – два раза;
  • досрочный выход на пенсию;
  • наличие у работников железной дороги различных льгот.

Однако существуют и недостатки профессии.

  • Высокая ответственность. Не будет преувеличением сказать, что от действий человека, управляющего железнодорожным составом, зависит жизнь других людей.
  • Ненормированный рабочий график. Нередко представителям этой профессии приходится работать целые сутки подряд.
  • Командировки. Работник редко бывает дома.
  • Жесткие требования к здоровью.

Как стать помощником машиниста?

Какие навыки нужны?

Помощнику водителя необходимы следующие навыки и личные качества.

  • Хорошее здоровье. Управлять поездом много часов подряд, не имея полноценного сна и отдыха, при этом сохранив необходимую концентрацию и быстроту реакции, сможет не каждый.
  • Внимательность. Она нужна при осмотре локомотива перед выездом, а также при передвижении на нем. Специалист должен успеть заметить посторонний объект на путях, от его внимания не должна уйти неисправность состава.
  • Ответственность. От действий работника зависит жизнь и здоровье окружающих, и он должен понимать и осознавать это.
  • Дисциплинированность. Специалист должен четко, своевременно и в полном объеме выполнять указания диспетчера и машиниста.
  Как научиться красиво разговаривать и четко излагать свои мысли. Способ выражения построения мыслей это.

Какое образование необходимо, и куда можно поступать?

Обучение профессии помощника водителя можно пройти в средних профессиональных учебных заведениях, таких как колледжи и техникумы. Вы также можете освоить эту профессию, пройдя курсы помощников водителей.

Что сдавать для поступления?

Согласно действующим в Российской Федерации образовательным стандартам, для поступления в среднее специальное учебное заведение или техникум необходимо сдать единые государственные экзамены по двум предметам:

Другие предметы не требуются. Дополнительные предметы не требуются.

Вам вообще не нужно сдавать вступительные экзамены. Нужно только заключить договор на образовательные услуги и оплатить их, внеся в казну учебного заведения, предоставляющего образование, или перечислив на его счет.

Следует отметить, что простоте поступления противостоит сложность выбора по состоянию здоровья. Чтобы стать помощником машиниста, необходимо пройти медицинское обследование. В случае малейших физических отклонений кандидат не будет допущен к обучению по этой специальности.

Сколько учиться на помощника машиниста после 9 и 11 класса?

Если кандидат поступает в колледж или техникум после одиннадцатого класса, срок обучения составляет два года и одиннадцать месяцев. После девяти лет обучения в школе срок обучения продлевается на один год и составляет в общей сложности три года и десять месяцев.

Существует также обширная программа обучения. Она на двенадцать месяцев длиннее обычной.

Что касается курсов, то для получения квалификации требуется всего несколько месяцев.

Возможно ли дистанционное обучение?

Поскольку обучение на помощника машиниста предполагает непосредственное изучение частей и узлов машины и практические занятия по эксплуатации машины, пройти эту специализацию заочно невозможно.

Куда идти учиться?

ВУЗы и академии

Подготовка помощников машиниста в высших учебных заведениях не ведется.

Колледжи и техникумы

Вот пять основных столичных учебных заведений, где можно обучиться этой профессии.

  • Железнодорожный колледж № 52. Это государственное учебное заведение, специализирующееся на подготовке кадров для железной дороги. Один год обучения в нем обойдется в 67 900 рублей, по времени оно займет 2 года и 10 месяцев на базе одиннадцатого класса.
  • Московский колледж железнодорожного транспорта. Это образовательное учреждение финансируется из бюджета. Стоимость обучения в нем также составит 67 900 рублей за два семестра. Срок базовой образовательной программы равен 2 годам и 10 месяцам при поступлении после одиннадцатого класса.
  • Ожерельевский колледж железнодорожного транспорта. Государственное училище, расположенное в городе Кашира Московской области. Стоимость одного года обучения – 55 140 рублей в год, срок – 2 года и 10 месяцев при наличии полного среднего образования.
  • Московский вечерний техникум железнодорожного транспорта. Отличительная особенность организации – наличие только вечернего отделения. Учеба здесь будет стоить 57 300 рублей в год, а продлится она 3 года и десять месяцев при наличии одиннадцати классов (из-за вечерней формы обучения).
  • Московский колледж железнодорожного и городского транспорта. Здесь готовят специалистов не только для железных дорог, но и для остальных сфер пассажирских перевозок. Два семестра обучения в этом ПТУ обойдутся в 70 000 рублей в год, а его срок составит 2 года и 10 месяцев после окончания одиннадцати классов школы.

В Санкт-Петербурге также есть специализированные железнодорожные училища, которые готовят помощников машинистов поездов. Вот пять наиболее востребованных из них.

  • Санкт-Петербургский электромеханический техникум железнодорожного транспорта имени А. Суханова. Государственный техникум по подготовке кадров для РЖД. Один год обучения здесь стоит всего 25 000 рублей, а весь курс занимает 2 года и 10 месяцев при поступлении после одиннадцатого класса.
  • Волховский колледж транспортного строительства. Одно из старейших училищ ленинградской области. Стоимость обучения – 90 000 рублей в год, а срок – 2 года и 10 месяцев, если абитуриент поступает с одиннадцатью классами школы за плечами.
  • Колледж метрополитена. Как понятно из названия, здесь можно получить профессию помощника машиниста метро. Два семестра обучения стоят 48 000 рублей, а по времени оно занимает 2 года и 10 месяцев при поступлении после одиннадцатого класса.
  • Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта. Это образовательное учреждение – филиал Петербургского государственного университета путей сообщения имени Александра I. Обучение здесь обойдется в 58 000 рублей за один год. Продолжительность образовательной программы – 2 года и 10 месяцев при поступлении после одиннадцатого класса.
  • Колледж при военном институте железнодорожных войск. Училище под эгидой престижного петербургского военного ВУЗа. За один год обучения в колледже попросят 34 000 рублей. Его срок составит 2 года и 10 месяцев в случае поступления после одиннадцатого класса.

Все перечисленные учебные заведения имеют бюджетные отделения. Если обучение бесплатное, то выпускника направляют на конкретное рабочее место (как правило, в одно из отделений ОАО «РЖД»), где он должен отработать определенный срок.

Оцените статью
Добавить комментарий