Это именно то, чему нас учат с колыбели. Когда мама говорит «кошка», мы сразу понимаем, что это мяукающее, мурлыкающее четвероногое животное с хвостом и так далее. Кошки бывают самых разных пород и окрасов, но все они имеют общие характеристики, которые объединяют их под общим термином «кошка» или «кошачьи».
Абстрактно-логическое мышление: особенности и способы развития
Люди обладают способностью мыслить конкретно и обобщать. Конкретное мышление использует знания для понимания того, что происходит вокруг вас. Абстрактно-логическое мышление расширяет понимание человеком окружающего мира.
Определение
Обобщенное мышление предполагает использование логики, рассуждений, догадок и умозаключений. Это активизирует абстрактно-логическое мышление. Этот тип мышления является заключительным этапом в процессе развития личности. Он основан на рациональном, опосредованном усвоении данных, при котором понятия не обладают непосредственной ясностью, присущей восприятию и представлению.
В психологии этот вид познавательной деятельности рассматривается как опосредованное отражение общих цепей, наблюдаемых между явлениями и объектами в мире. Другими словами, это когнитивный процесс, в котором неизвестная информация воспринимается через уже известные факты.
Деятельность абстрактного мышления связана с числами, формулами, символами и абстрактными понятиями, которые не воспринимаются органами чувств человека. Именно этот тип мышления позволяет человеку воспринимать целостную картину реальности, не погружаясь в мелкие детали и не отстраняясь от них.
Формирование абстрактного мышления тесно связано с системой языка. Значение явлений, предметов и абстрактных смыслов обозначается конкретными словами.
Язык способствует интеграции воображения, представлению понятий и закреплению способности к воспроизведению.
Формы и признаки
Существует прямая связь между факторами абстрактного и логического мышления. Эта взаимосвязь позволяет находить нестандартные решения различных проблем и адаптироваться к часто меняющимся жизненным обстоятельствам. Различают аналитическую, обобщающую, идеализирующую, конструктивную, примитивно-чувственную и реально-экспериментальную абстракцию.
Формами этого вида мышления являются понятие, суждение и умозаключение.
- Понятие отражает предмет, явление или процесс посредством существенных и обоснованных признаков. Иногда понятие свойства объекта передаёт один-единственный признак. К основным внешним свойствам относят взаимосвязь объекта с другими предметами. Внутренние свойства присущи самому объекту. Примерами первичной и преобладающей формы мысленного абстрактного отображения служат различные слова и словосочетания: крыса, вкусный пряник, сотрудник службы безопасности. В воображении человека моментально всплывают общие признаки этих понятий.
- Суждение конкретного субъекта подтверждает или отрицает наличие какой-либо ситуации, предмета, явления. Раскрывают содержание понятий простые и сложные повествовательные высказывания, которые называют суждениями. Пример простого типа суждения: ребёнок рисует жирафа. Сложные высказывания содержат 2 и более ситуации: автобус остановился, и пассажиры покинули его.
- Умозаключение подразумевает получение нового суждения с помощью существующей одной или нескольких посылок. Вывод делают из существующих суждений: семена имеют свойства давать ростки, следовательно, у меня весной появится рассада. Эта форма мыслительного процесса является основой абстрактно-логического мышления. Она включает в себя предпосылку, вывод и заключение.
Исходное суждение — это посылка, логическое заключение — вывод, который в итоге приводит к результату.
Ментально-логические операции демонстрируют следующие возможности:
- умение прибегать к критериям и понятиям, которых может не существовать в реальности;
- оценка событий и их сравнение;
- систематизация почерпнутых сведений;
- обобщение происходящих явлений и предметов;
- вычленение отдельных фактов;
- соединение разрозненных данных в общую картину;
- анализ информации;
- выявление закономерностей среды обитания без явного контакта с ней;
- построение причинно-следственных цепочек.
Что такое абстрактное мышление?
Абстрактное мышление — это использование абстрактных понятий. Сюда входят термины, которые не относятся к конкретным объектам или явлениям. Это могут быть обобщения (человек, животное, собака) и различные термины, которые приобретают свое значение непосредственно в процессе мышления или обсуждения (число, мораль, материя…).
В диалектической логике абстрактное противопоставляется конкретному. Например, можно говорить о конкретной собаке, а можно о собаке или животном вообще — это уже абстракция. Можно говорить о плохой погоде, которая сегодня на улице — дождь и буря, а можно говорить о погоде как об общем явлении.
Чтобы правильно понять, что такое абстрактное мышление, важно понять значение терминов «абстракция» и «абстрагирование». Абстракция означает устранение некоторых свойств объекта. В живописи, например, это означает, что художник опускает часть визуальных качеств фигур и предметов, чтобы подчеркнуть другие качества и передать определенные чувства. Абстракция — это процесс обобщения и упрощения, в котором не учитываются некоторые детали, не имеющие значения в текущем контексте.
Абстрактное мышление позволяет нам думать о различных предметах и явлениях, не уточняя их свойств. Это позволяет нам представлять и понимать ситуацию без необходимости вербализации происходящего и создания образов в нашем сознании. Это самый быстрый вид мышления, который доступен нам, и позволяет быстро находить нестандартные решения проблем, с которыми мы сталкиваемся.
Отличия от «конкретного» мышления
Абстрактное и конкретное мышление можно рассматривать как противоположности. Первое направлено на концептуализацию и обобщение, а второе конкретизирует объект или явление и придает ему или его свойствам фундаментальное значение.
Конкретное мышление или мышление, ориентированное на конкретные объекты, появляется в возрасте 18 месяцев и развивается примерно до 7 лет. Это позволяет ребенку решать проблемы, используя конкретные объекты и их образы. Он не может отойти от реальных объектов и использовать абстрактные понятия и категории.
Абстрактное или абстрактно-логическое мышление развивается примерно в 7 лет и затем развивается по мере развития личности. Оно сопровождается способностью работать с категориями, которые не существуют в реальном мире в виде конкретных предметов или явлений.
Примеры абстрактного мышления
Наиболее очевидным примером абстрактного мышления являются математические операции. Мы можем применять математику в реальной жизни, измеряя или подсчитывая определенные предметы и явления. Но мы также можем полностью абстрагироваться от реальности, используя абстрактные понятия.
Например, все прекрасно понимают, что означает число 10, даже если это не 10 конкретных объектов. Математические действия также абстрактны. Мы можем складывать, делить, умножать и вычитать, не имея в виду конкретные объекты.
Менее очевидным, но гораздо более масштабным примером является язык, который мы используем для общения. Он состоит из множества абстрактных языковых единиц, большинство из которых так или иначе ссылаются на реальные предметы и явления, но далеко не всегда связаны с чем-то конкретным в разговоре. Предложения, которые мы используем в нашем языке, представляют собой абстрактно-логические лексические цепочки, которые наш собеседник может понять и интерпретировать вполне однозначно.
Признаки абстрактно-логического мышления у детей
Такие признаки можно заметить уже у дошкольников, поскольку специалисты считают, что старший дошкольный возраст является оптимальным периодом для перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению. Считается, что когнитивное развитие детей достигает достаточно высокого уровня к моменту поступления в школу. Семилетний ребенок уже имеет много знаний и навыков, приобретает определенный жизненный опыт, например, ориентируется во внешнем мире, легко запоминает информацию, хорошо знает литературные произведения, понимает смысл загадок, решает задачи, предпосылки которых очевидны, связно выражает свои мысли о различных событиях, интересуется компьютерами и получает удовольствие от творческой работы (лепка, рисование, конструирование). В то же время мышление ученика начальной школы находится на критической стадии развития, абстрактно-логическое мышление еще не завершено. Чтобы понять, на каком этапе развития мышления находится ваш ребенок, можно воспользоваться простым тестом, который часто используют психологи при обследовании детей младшего школьного возраста.
Диагностика способности мыслить абстрактно
Вычеркните лишнее слово
- Лампа, фонарь,Солнце, свеча.
- Сапоги, ботинки,Шнурок, валенки.
- Собака, лошадь, корова,Волк.
- Стол, стул,земля, диван.
- Сладкий, горький, кислый,горячий.
- Очки, глаза, нос, уши.
- Трактор, комбайн, машина,Сани.
- Суп, каша,Сковорода, картошка.
- Береза, сосна, дуб,Роза.
- Абрикос, персик,Помидор, апельсин.
Вставьте пропущенные буквы в слова
- д…р…в… (дерево); к…м…нь (камень); р…б… (рыба); к…р…в… (корова); б…р…з… (береза)
Найдите слово, которое имеет смысл
- 1) волк: пасть = птица: ? а) воздух б)Клювв) соловей г) яйцо д) пение
- 2) библиотека: книга = лес: ? а) береза б)Деревов) ветка г) бревно д) клен
- 3) птица: гнездо = человек: ? а) люди б) рабочий в) птенец г)домд) разумный
- 4) школа: обучение = больница: ? а) доктор б) больной в)лечитьг) учреждение
Найдите противоположное по смыслу слово
- Начало -. (конец). День -. (ночь). Зло -. (добро).
- Высокий -. (низкий). Молодой -. (старый). Сильный -. (слабый).
- Плакать -. (смеяться). Мириться -. (ссориться). Находить -. (терять).
Проанализируйте результаты
Начисляйте по 1 баллу за каждое правильное действие. Максимальное количество баллов — 29.
- 29 – 26 – повышенный уровень логического мышления
- 25 – 22 – высокий уровень
- 21 – 18 – средний уровень
- 17 – 14 – уровень логического мышления ниже среднего
- 13 – 10 – низкий уровень
- 9 – 0 – критический уровень.
Зачем развивать абстрактное мышление у детей
Вы убеждены, что для успеха в школе необходимо определенное количество абстрактного мышления? Замечали ли вы, что у вашего ребенка проблемы с логическим мышлением и поиском нестандартных решений? Хотели бы вы смоделировать формы абстрактного мышления для своего маленького ученика? Тогда стоит прислушаться к мнению специалистов. Например, психологи предупреждают, что развитие мышления — довольно длительный процесс и требует ежедневной работы. Возможно, ребенок не сможет быстро и хорошо освоить абстрактные функции. Поэтому родители должны помочь ему развить абстрактные навыки. В психолого-педагогической практике разработано множество методик, направленных на развитие абстрактных процессов у младших школьников. Родители могут выбрать тот метод, который кажется им наиболее доступным и приемлемым для обучения дома.
Упражнения и игры на логическое мышление
Для младших школьников по-прежнему важна игровая деятельность, поэтому для развития абстрактного мышления успешно используются игры и упражнения. Этот способ доступен и увлекателен для детей и может быть использован для выполнения сложной работы по совершенствованию форм абстрагирования. Любой взрослый может придумать для своего ребенка собственные игровые задания. Главное — ваше творчество и изобретательность! Чтобы дети не уставали, игры легко «оживить» элементами подвижных игр (бег, прыжки, хлопки) или спортивными предметами (мяч, крокет, скакалка). Не помешает и момент соревнования (кто быстрее назовет?) и шутки. Что можно предложить для домашнего использования?
Синонимы — антонимы
Классическая игра в сравнение синонимов с антонимами всегда нравится детям. Им нравится соревнование «кто первым найдет слово (синоним или антоним)». Они могут играть в эту игру устно или бросать друг другу мяч с выбранным словом. Примеры синонимов (с похожими значениями): скупой — жадный, бросать — кидать, собака — пес, ленивый — ленивый, друг — друг, мокрый — мокрый, ложь — ложь.
Более легкая задача для детей — подобрать антонимы (слова с противоположными значениями). Оно аналогично предыдущему, например: друг — враг, храбрый — трус, будущее — прошлое, хороший — плохой, грустный — счастливый, красивый — некрасивый. Интерес к игре можно поддерживать, вводя игровые моменты: за неправильный ответ игрок дает штраф, а затем искупает его определенным заданием: поет, танцует, говорит короткое предложение, отгадывает загадку.
Закончи предложение
Как и в предыдущей игре, здесь есть упражнение на завершение предложения. Игроки должны поймать мяч с началом предложения и вернуть его с концом, например: Собаки лают, а кошки лают. (мяу), зимой холодно и …. (жарко), машина едет, а самолет … (летает). Более сложный вариант — нужно закончить сложное предложение прилагательным, например: зимой холодно, … (потому что холодно), ученик получил пятерку, … (потому что выучил уроки). (потому что он выучил уроки) и тому подобное.
Расшифруй!
Такое упражнение должно быть подготовлено заранее, вначале используются картинки или слова, написанные на карточках. Позже, когда ученик научится мысленно разбивать слово на слоги, его можно проводить как игру в слова. Суть упражнения заключается в следующем:
Формы абстрактного мышления
Абстрактное мышление состоит из понятий, суждений и выводов. Когда вы начинаете мыслить абстрактно, вы поочередно проходите через все три формы и приходите к общему выводу.
Понятие. Оно помогает обобщить общие свойства предметов или явлений. Свойства могут иметь разное назначение, но относиться к одной и той же группе вещей. Например: хашпул, двухквартирный дом, многоквартирный дом и террасный дом. Все они относятся к зданиям, но некоторые из них являются квартирами, некоторые — офисами, а некоторые — кафе.
Кризис. Это мысль, которая говорит что-то о предмете. Она может быть истинной или ложной, простой или сложной. Например, утверждение «Дом находится на поверхности» — это простое утверждение. Сложное утверждение звучит так: «Дом стоит на поверхности, потому что у него есть фундамент». Оба утверждения истинны.
Суждения становятся ложными, когда мы руководствуемся собственными интересами или собственной логикой, а не объективной реальностью. Пример такого суждения: «Дом стоит на поверхности, потому что его держат черепахи».
Выводы. Это мысль, сформированная из различных суждений. Умозаключение состоит из посылки, умозаключения и вывода. Посылка — это суждение о понятии. Заключение состоит из логического аргумента о суждении с добавлением рассуждений о других суждениях. Заключение — это результат абстрактного рассуждения. Например, заключение, вытекающее из умозаключения, следующее: Вывод, который следует из умозаключения, — это заключение, которое следует из умозаключения:
«В доме есть окна» + «В доме нет сквозняка» → «В окнах дома нет щелей».
Как развить абстрактное мышление
Швейцарский психолог Жан Пиаже придерживался мнения1, что абстрактное мышление развивается у человека только в возрасте от 11 до 16 лет. У одаренных детей оно развивается раньше. В то же время дети обладают определенным уровнем абстрактного мышления, даже если они не могут строить сложные логические цепочки. Например, эти дети делают абстрактные выводы о добре и зле из сказок.
Некоторые психологи утверждают, что абстрактное мышление не является естественным этапом развития. Абстрактное мышление не является одной из базовых способностей человека, а формируется под влиянием накопленных знаний, опыта и окружающей культуры. Однако развить абстрактное мышление во взрослом возрасте вполне возможно. Эта работа улучшит креативность и творческую сторону ума.
Вот несколько способов развить абстрактное мышление.
Занимайтесь головоломками. Головоломки и логические задачи помогут вам найти неожиданные решения.
Исследуйте визуальные иллюзии. Смотрите на вещи с разных точек зрения.
Импровизируйте. Запишитесь в театр импровизации или создайте его с друзьями. Импровизация развивает воображение и помогает мыслить абстрактно.
Занимайтесь творчеством. Исследование PNAS-2 показало, что занятия декоративно-прикладным искусством повышают творческий потенциал людей с инженерным, математическим и технологическим образованием.
Если у вас есть дети, делайте поделки вместе. Например, делайте гоночные машины из пластиковых бутылок или мотайте катушки пряжи. Узнайте, как можно проводить такие занятия дома:
Играйте со словами. Метафоры, сравнения и аналогии стимулируют абстрактное мышление. Подумайте, как можно по-другому назвать предметы. Например, вместо зеленой стены представьте стену цвета кактуса или мха.
Подумайте об ассоциациях. Начните с одного слова и создайте ряд ассоциаций с каждым последующим словом. Здание → дом → уют → семья → счастье. Это упражнение способствует развитию способности искать неожиданные связи между объектами и понятиями.
Когда абстрактное мышление не поможет
Слишком абстрактное мышление может иметь негативные последствия. Творческие люди часто говорят о своих психических проблемах, в то время как люди с высокоразвитым конкретным мышлением считают такие заявления выдумкой.
Человек с активным воображением может представлять себе самые худшие сценарии событий или катастроф, что усугубляет его психическое состояние. Или же они обобщают вещи, между которыми нет никакой связи. Например, считают себя неудачниками после незначительного промаха. Абстрактное мышление может усилить тревогу 3, симптомы депрессии или обсессивно-компульсивного расстройства.
Чтобы избежать этих последствий, соблюдайте баланс между абстрактным и конкретным мышлением. Такой подход поможет вам смотреть на мир творчески, оставаясь при этом опираться на реальность и не подрывая свое психологическое состояние.
Примеры абстрактного мышления
Самый яркий пример абстрактного мышления — это точные науки, такие как астрономия, физика и математика. В основном оно служит их основой. Человек не видит чисел и формул как таковых, но может вычислять, считать, измерять, группировать объекты и определять величины.
То же самое относится и к самой жизни. Что такое жизнь? Это когда есть тело, в котором работает сознание. Мы не можем точно определить понятие «жизнь», но мы можем с уверенностью сказать, когда человек жив, а когда мертв.
Абстрактное мышление становится не менее понятным, когда мы заглядываем в будущее. Мы не знаем, что нас ждет впереди, но у нас есть планы и цели, ожидания и желания. Если бы мы не умели мечтать и фантазировать, мы не смогли бы планировать будущее. Теперь мы прилагаем усилия для достижения результатов. Наше движение по жизни имеет определенное направление. Абстрактное мышление дает нам тактику и стратегию, которые ведут к желаемому будущему. Этой реальности еще не существует, но мы стараемся, чтобы она соответствовала нашему видению.
Когда мы смотрим на примеры абстрактного мышления, мы не можем не думать об идеализации. Многие люди идеализируют как мир, в котором живут, так и окружающих их людей. Например, есть мужчины, которые мечтают «обладать» женщиной, даже не задумываясь о том, что обладать можно только неодушевленным предметом или бездумным существом. Есть и женщины, которые ждут «принца на белом коне» и не обращают внимания на то, как выглядят многие «принцы» в реальной жизни.
Есть также хороший пример неправильного суждения. Опять же, об отношениях: Некоторые женщины считают, что все мужчины «плохие», но это суждение основано на горьком опыте — ситуациях, когда мужчины изменяли этим женщинам. В любом случае, женщина выделяет мужчин в отдельную категорию со своими особенностями и поэтому может приписывать всем мужчинам то, что проявилось у представителя данной группы.
Неправильные оценки, помимо всего прочего, часто приводят к ложным выводам. Например, дом может быть классифицирован как «неблагополучный», потому что в нем неисправна электрика, плохое отопление или недружелюбные соседи. Из-за эмоционального дискомфорта, вызванного текущими условиями, люди делают нерефлексивные суждения, на основании которых они делают выводы, искажающие реальность — в конце концов, дом вполне может быть «нормальным», он просто нуждается в обслуживании.
Подобных примеров множество, но все они говорят о том, что абстрактное мышление (включая ложные суждения и выводы, которые являются его результатом) составляет значительную часть нашего повседневного мышления. У каждого человека оно проявляется по-разному, и всегда найдутся элементы, которые необходимо развивать. Некоторые люди хорошо систематизируют информацию, но испытывают трудности с выделением отдельных элементов фактов. Кто-то может уметь находить идеальные соответствия между частным и общим, но испытывать трудности с идентификацией чего-либо, и так далее. А чтобы тренировать свой мозг и повышать уровень интеллекта, необходимо развивать абстрактное мышление.
Зачем развивать абстрактное мышление?
Начнем с малого: Абстрактное мышление, которое повсеместно присутствует в нашей жизни, развивается в раннем возрасте. Вспомните, как в детстве вы фантазировали и придумывали всякую ерунду. Так развивалось ваше абстрактное мышление, с помощью которого вы абстрагировались от чего-то конкретного и начинали производить всевозможные манипуляции с его свойствами.
В школьные годы эта способность помогла вам освоить математику и другие точные науки. Затем — в университете или колледже — с ее помощью вы смогли решить множество абстрактных задач. И наконец, уже в профессиональной деятельности абстрактное мышление позволяет вам иметь дело с большими объемами данных, множеством задач и их свойствами, классифицировать их в группы по различным параметрам, решать проблемы и даже находить связи между тем, что вы делаете, и смыслом вашей жизни.
Управление временем, технологии, философия, психология, писательство — вот лишь несколько областей, где абстрактное мышление играет определенную роль. Помимо этого, оно может использоваться исключительно для того, чтобы мечтать о будущем и строить планы, думать о Боге и любви, использовать свое чувство юмора, шутить и создавать что-то новое. Всех не перечислить, да и не нужно.
Абстрактно-логическое мышление делает человека логичным существом и помогает ему видеть то, чего «не существует», создавать пространство в хаосе и осознавать явления окружающего мира. Важность этих способностей невозможно переоценить, и их уже достаточно, чтобы понять, почему необходимо развивать абстрактное мышление — для достижения лучших результатов во всем, для повышения своего интеллектуального уровня, для успеха и покорения новых вершин. Но самое удивительное, что для этого есть очень простые способы.
Развитие абстрактного мышления
В этом блоге мы кратко расскажем о том, как развить абстрактное мышление у детей и взрослых. Поскольку методы развития абстрактного мышления в этих случаях разные, мы обсудим их отдельно.
Развитие абстрактного мышления у детей
Хотя абстрактное мышление развивается у ребенка автоматически, родители могут создать специальные условия для улучшения этого процесса. Рекомендуется начинать обучение в первые годы жизни, когда формируется и развивается мозг ребенка. Главная задача — помочь ребенку перейти от работы с конкретными объектами к работе с абстрактными понятиями и как можно больше расширить его кругозор.
Вот несколько подходящих для этой цели упражнений:
- Возьмите альбомный лист и разлейте на нем немного гуаши или чернил, чтобы получилась клякса. Нужно вместе с малышом сделать из этой кляксы какой-то рисунок, к примеру, веселую рожицу или смешного человечка.
- Придумывайте вместе с ребенком необычные названия и имена. Можно подобрать в Интернете изображение и придумать к нему не меньше трех интересных названий. Необычные имена можно составлять для животных и даже людей.
- Ставьте вместе с ребенком небольшие театральные постановки. Создавайте из подручных средств костюмы и прочий реквизит. Абстрактное мышление у детей отлично развивают игры в театр теней.
В дополнение к этим упражнениям решайте с ребенком головоломки, ребусы, загадки и анаграммы. Играйте в логические игры и шахматы, загадывайте загадки и составляйте ассоциации. Возможно, сначала вашему ребенку будет трудно справиться с заданиями, но пройдет совсем немного времени, и его абстрактное мышление будет развиваться очень быстро и гораздо быстрее, чем у взрослого человека.
Развитие абстрактного мышления у взрослых
Развитие абстрактного мышления у взрослого человека происходит несколько сложнее, чем у ребенка. Это связано с тем, что мышление взрослого человека уже сформировано и менее гибко. Ему труднее воспринимать и усваивать новые знания. Но и это не является препятствием, если выполнять специальные упражнения для развития креативности и способности мыслить абстрактными категориями:
- Закройте глаза и как можно ярче представьте всех, с кем пришлось общаться в течение дня. Делайте это во всех подробностях: вспоминайте одежду, тембр и громкость голоса, жестикуляцию, выражение лица. Одновременно с этим вспоминайте свои ощущения в процессе общения с людьми.
- Закройте глаза и начните представлять разные эмоции: радость, ужас, страх, умиление, тревогу, недоверие и т.д. Создавайте в воображении образ эмоции без конкретного объекта.
- Закройте глаза и представьте образ интересующей вас идеи, понятия или термина. Пытайтесь отследить возникающие при этом ассоциации, ощущения и символы. Для выполнения упражнения замечательно подходят такие абстрактные явления как бесконечность, энергия, свобода, космос, религиозность и т.д.
Помимо предложенных упражнений, все те же ребусы, загадки, логические головоломки, головоломки судоку; займитесь рисованием и придумыванием несуществующих слов и выражений. Также попробуйте читать книги необычными способами — вверх ногами, задом наперед, вверх ногами, криво и т.д.
Читайте также книги об абстрактном мышлении. Одни из самых популярных — «Абстрактное мышление» Кирилла Б.