— Избегание близости — у детей, которые выросли без поддержки привязанности, существует вероятность вырасти в взрослых, имеющих страх перед близостью и стремящихся избегать её. Это, в свою очередь, может привести к выбору партнёров, которые разделяют такую же склонность к дистанции, или к построению взаимоотношений на расстоянии, что позволяет избежать глубокой эмоциональной связи.
Теория привязанности: красивая логика и сложная реальность
Что делает одних людей счастливыми в отношениях, а других оставляет в одиночестве или заставляет их выбирать сомнительных партнёров? Почему некоторые чувствуют уверенность в себе, тогда как другим необходимо постоянное одобрение со стороны окружающих?
Теория привязанности предполагает, что основная причина кроется в нашем опыте с родителями. Эта статья познакомит вас с данной концепцией и объяснит, почему важно подходить к ней с определённой долей критического мышления.
Любовь и её отсутствие
Что побуждает ребёнка любить свою мать? Ещё в середине 20-го века многие психологи были убеждены, что это объясняется тем, что мама его кормит. Так формируются положительные ассоциации с матерью и молоком, что способствует установлению привязанности.
Британский психоаналитик Джон Боулби предложил другое объяснение. Он утверждал, что мы генетически запрограммированы на формирование привязанностей, чтобы повысить шансы на выживание. Младенцы, будучи совершенно беспомощными, уже играют активную роль в отношениях с взрослыми, начиная с первых недель жизни: они плачут, улыбаются, тянутся к людям. Такое поведение вызывает заботу, нежность и умиление у взрослых, что делает их более привязанными к ребёнку.
❤️ Если вас интересуют границы, привязанность и любовь, присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу HappyPeople для обсуждения этих тем.
Боулби считал, что мать является первым и насущным объектом привязанности, жизненно важным для психического развития. Её поведение формирует модель внутренней привязанности, которая служит нашим представлениям о себе и окружающем мире, а также определяет ожидания и сценарии поведения. Так, чуткая и отзывчивая мать учит ребёнка доверять другим и ценить себя, в то время как невнимательная или непостоянная может создать негативные убеждения, которые будут тормозить развитие личности во взрослой жизни.
Отсутствие матери или её разлука в первые 2-3 года жизни может привести к необратимым последствиям — личностным, эмоциональным и интеллектуальным нарушениям. В таком случае человек может вырасти неспособным к любви и заботе, склонным к асоциальному поведению. Такие выводы сделал Боулби, наблюдая за жизнью несовершеннолетних преступников.
Не менее убедительно его идеи подтвердили и эксперименты с животными. Например, Гарри Харлоу продемонстрировал, что привязанность не зависит от источника еды даже у обезьян. В экспериментах, в которых детёнышей помещали в клетку с двумя суррогатными матерями — одной из проволоки с бутылкой молока и другой, покрытой мягкой тканью, все детёныши предпочитали проводить время с мягкой матерью. Они искали у неё утешение в стрессовых ситуациях и подходили к проволочной маме только для того, чтобы поесть.
В другом эксперименте, где каждому детёнышу давали одну маму — проволочную или мягкую, доказали разницу в дальнейшем поведении: все детёныши, которым провели заботу через мягкую «маму», стали достойными членами своего общества, тогда как их «недостаточно удачливые» товарищи стали агрессивными и не уживчивыми.
Что такое теория привязанности
Теория привязанности — это психологическая концепция, которая была впервые разработана британским психиатром и психоаналитиком Джоном Боулби.
В её основе лежит предположение, что дети формируют эмоциональную связь со своими родителями или опекунами для того, чтобы защититься от опасностей. Эта связь, именуемая привязанностью, способствует выживанию детей, что увеличивает вероятность их получения заботы и защиты в критические моменты.
Со временем ранние модели привязанности становятся основой для формирования наших взаимодействий в близких отношениях во взрослом возрасте. Взрослые ищут эмоциональную близость и безопасность от своих партнёров так же, как они искали их от родителей или опекунов в детстве.
Стиль привязанности, который формируется в раннем возрасте, обычно сохраняется на протяжении всей жизни и определяет, как мы реагируем на стресс, как мы справляемся с потерей, а также как взаимодействуем с другими людьми.
Понимание собственного стиля привязанности может помочь нам более осознанно подходить к выбору партнёра и улучшать наши текущие отношения.
Привязанность и этология: связь с естественной историей поведения
Боулби изначально разрабатывал свою теорию привязанности в контексте этологии — науки о поведении животных. Он считал, что привязанность имеет биологические корни и играет ключевую роль в выживании вида.
Центральной частью его теории является понятие импринтинга: когда молодое животное запечатлевает образ матери и начинает следовать за ней. Импринтинг — это встроенный механизм мгновенного обучения, где детеныш после рождения запоминает образ своей матери и начинает реагировать на его присутствие, игнорируя другие реакции.
Примером является утенок, который, увидев не утку-мать, а человека, будет следовать за ним, а позднее не сможет установить контакты с другими утками, так как они будут восприниматься им как нечто чуждое.
По сути, в классической этологии импринтинг считается однократным актом. Однако Боулби предполагал, что это понятие можно адаптировать для людей с той лишь разницей, что процесс импринтинга у людей длится дольше и является основой формирования привязанности.
Он акцентировал внимание на том, что в первобытных обществах детям жизненно важно было посылать определённые сигналы, которые бы привлекли внимание взрослых и пробудили заботу, иначе они могли не выжить — либо попросту умереть от голода, либо стать жертвой хищника.
Таким образом, Боулби говорил о не только об импринтинге, но и о врождённых поведенческих моделях ребёнка, которые активируют заботу со стороны родителей.
Типы привязанности ребёнка
Согласно многочисленным исследованиям психологов, типы привязанности, формируемые ребенком к родителям, сохраняются и во взрослой жизни. Взрослые, как правило, строят свои отношения на основе стиля привязанности, закрепившегося в детстве.
- Надёжный. Формируется при здоровых отношениях между матерью и ребёнком. Дети этого типа обращаются к матери в моменты опасности, в то время как способны самостоятельно исследовать мир, полагая, что мама всегда придёт на помощь, если возникнет угроза их жизни или здоровью.
- Тревожно-устойчивый. Такой тип привязанности у ребёнка развивается, когда значимый взрослый часто уходит. В результате, малыш теряет уверенность в том, что взрослый окажется рядом в нужный момент. Он тяжело переносит разлуку с матерью и настороженно относится к незнакомцам. На возвращение матери реагирует противоречиво: радуется, но и злится на то, что имела место разлука.
- Тревожно-избегающий. Этот тип привязанности характеризуется высокой независимостью ребёнка. Эти дети часто сталкиваются с отсутствием значимого взрослого, в связи с чем учатся обходиться без его поддержки. Они больше не ожидают заботы и стремятся избегать любых привязанностей, считая их источником ненужных хлопот и дискомфорта.
- Дезорганизованный. Дети с таким типом привязанности демонстрируют противоречивое поведение, которое обычно обусловлено психоэмоциональными травмами. Они могут одновременно стремиться к близости со взрослыми и избегать её.
Принципы теории привязанности
Доктор Гордон Ньюфелд расширяет и систематизирует теорию привязанности, выделяя шесть стадий привязанности, через которые проходит ребёнок.
- Первый уровень — привязанность, зарождающаяся с рождения, связанная с органами чувств. Ребёнку необходимо ощущать, что значимый взрослый находится рядом, даже без физического контакта.
- На втором году жизни формируется второй уровень — через подобие. Ребёнок начинает подражать тем, кого он любит, что усиливает чувство привязанности.
- Третий уровень, возникающий в возрасте трёх лет, — это привязанность с элементом верности. У малыша начинают проявляться эмоции, касающиеся желания обладания и ревности.
- Четвёртый уровень (на четвёртом году жизни) связан с желанием детей чувствовать свою важность и значимость в отношениях с близкими: они желают, чтобы окружающие ценили и дорожили ими.
- На пятом году ребёнок начинает осознавать, что такое любовь: он начинает обозначать её словами, рисовать сердечки и выражать любовь разнообразными способами.
- На шестом и последнем уровне привязанности дети стремятся быть понятными, желая делиться своими мыслями и секретами с окружающими.
Шесть уровней привязанности по Ньюфелду
Теория привязанности описывает процесс развития детской автономии из полной зависимости от родителей. Гордон Ньюфелд выделяет шесть уровней, через которые проявляется эта зависимость.
1. Привязанность через чувства. Данная привязанность формируется через контакт посредством органов чувств, даже если тактильного контакта нет — ребёнок должен хотя бы слышать, видеть или ощущать запах заботящегося о нём взрослого. Это самая базовая форма привязанности, важная для выживания.
2. Привязанность через похожесть. Она основывается на подражании: ребёнок начинает осознавать, что быть рядом со взрослым можно не только физически, но и имитируя его поведение и характерные черты.
3. Привязанность через верность и принадлежность. Этот уровень начинает формироваться приблизительно к трём годам. Для ребёнка привязанность подразумевает обладание тем, что ему дорого — в данном случае, родителями. Поэтому он может говорить «мой папа» или «моя мама» и искать подтверждения своей связи с ним: «Ты одета так же, как я, значит, ты моя».
4. Привязанность через личную важность и значимость. На этом уровне ребёнок хочет казаться особенным для тех, к кому он привязан. Его поведение может стать немного странным — он начинает больше ластиться, быть более покладистым, чтобы получить одобрение от родителей и почувствовать свою значимость.
5. Привязанность через любовь. Ярким проявлением привязанности становится любовь. В возрасте 4-6 лет дети начинают активно выражать свою любовь, рисовать сердечки, делать подарки и разными способами доказывать свою привязанность родителям.
6. Привязанность через узнавание. Когда ребёнок взрослеет, он переходит на новый уровень привязанности, где телесные контакты теряют свою значимость, и вместо этого возникает желание делиться своими мыслями и чувствами. Ему хочется, чтобы близкие глубже узнали его как личность, что отражает психологическую привязанность — самый глубокий и уязвимый уровень зависимости.
Почему важно укреплять привязанность у ребёнка
Укрепление привязанности в отношениях с ребёнком оказывается невероятно важным. При этом для взрослых есть две основные новости: во-первых, никогда не бывает слишком поздно для того, чтобы начать укреплять эту привязанность — даже если ребёнок уже ходит в школу. Во-вторых, мы не можем заставить ребёнка привязаться к нам, если он сам не заинтересован в этом процессе.
Фактически, последовательное прохождение шести уровней привязанности, описанных Гордоном Ньюфелдом, помогает решать множество проблем в воспитании. Например, если ребёнок чувствует привязанность к своим заботливым взрослым, то он:
- охотно слушается их;
- доверяет им свои тайны, переживания и мысли;
- перенимает их принципы, ценности и образ жизни;
- общается открыто и искренне, без обмана.
Замечено, что если близкие не могут удовлетворить стремление ребёнка к привязанности, то это желание он может перенаправить на других людей — будь то другие взрослые или сверстники.
Привязанность во взрослых романтических отношениях
Джон Боулби сфокусировался на изучении связи между ребёнком и родителем, считая, что привязанность важна на протяжении всей жизни человека. Однако только в середине 1980-х годов психологи начали пристально исследовать, как привязанность влияет на нашу жизнедеятельность во взрослом возрасте.
Исследования Синди Хазан и Фила Шейвера стали отправной точкой для изучения идей Боулби в контексте романтических взаимоотношений. Они пришли к выводу, что эмоциональная связь между зрелыми романтическими партнёрами частично зависит от той же мотивационной системы и поведения, которая формировалась между младенцем и его родителем.
Учёные подчеркнули, что между отношениями младенец-родитель и романтическими партнёрами имеется ряд важных сходств:
- Чувство безопасности, когда партнёр проявляет заботу и внимание.
- Близость в физическом контакте.
- Неуверенность в отношениях, когда партнёр недоступен.
- Совместное деление новыми открытиями.
- Отражение особенной заботы и внимания друг к другу.
- Интимные и личные разговоры, лишь понимаемые парой.
Согласно этим параллелям, Хазан и Шейвер утверждают, что зрелые романтические отношения, подобно взаимодействию между младенцем и родителем, являются привязанностью, основанной на сексе и желании заботы.
Теории привязанности у взрослых
Идея о том, что романтические отношения связаны с привязанностью, оказала значительное влияние на современные исследования межличностных взаимоотношений. Однако из этой концепции вытекает три основных критических вопроса:
- Во-первых, если взрослые романтические отношения считаются отношениями привязанности, то нужно ли наблюдать тот же уровень индивидуальных различий, как в отношениях ребёнок–родитель, выявленных Мэри Эйнсворт?
- Во-вторых, если взрослые романтические отношения — это привязанность, должны ли они функционировать точно так, как функционируют отношения между ребёнком и родителем?
- В-третьих, отражает ли стиль привязанности взрослого его детский опыт привязанности — надежный или ненадёжный?
Наблюдаем ли мы аналогичные формы привязанности среди взрослых и детей?
Первое исследование, посвященное изучению индивидуальных различий в привязанности у взрослых, было проведено в 1987 году теми же Хазан и Шейвер. В их опроснике было три части: первая описывала неуверенность, трудности с доверием и близостью, вторая — семью, взаимопомощь и поддержку, а третья — неопределённость, напряжение и нервозность между партнёршами. Участников исследования попросили оценить, какая из частей наиболее точно отражает их мысли и чувства в отношениях.
Результаты показали, что распределение выбора респондентами соответствовало тому, что фиксировалось в групповом исследовании детей по стилям привязанности. Около 60% взрослых выбрали описание, соответствующее надежному стилю (пункт В), около 20% выбрали описание, соответствующее избеганию (пункт А), и подобное же количество — амбивалентный стиль (пункт С).
Работают ли зрелые романтические отношения так же, как в связях между родителем и ребенком?
В общем и целом исследования показывают, что романтические связи функционируют аналогичным образом, как и отношения между ребёнком и родителем. Есть исследования, которые подчеркивают, что отношения, которые люди ищут в романтических партнёрах, должны быть аналогичны тем, что существует между матерью и её ребёнком. Анализ этого вопроса в разных культурах подтверждает, что защищённый тип привязанности считается наиболее желаемым, и люди определяют для себя такие качества в потенциальных партнёрах, как внимание, тепло и чувствительность.
Является ли модель привязанности постоянной с детства до взрослой жизни?
Умеренная степень корреляции наблюдается между тем, как люди чувствуют себя рядом с родителями и в романтических отношениях. По статистике, среди участников, имеющих сильную привязанность к своему родителю, 65% также комфортно чувствуют себя рядом с романтическим партнёром. Люди, у которых в детстве было ощущение безопасности, с большой вероятностью будут стремиться сохранить это чувство и во взрослой жизни.
Это важное следствие указывает на то, что независимо от того, испытывает ли человек комфорт или беспокойство в отношениях, в них всё равно могут проявляться черты привязанности, определяемые ранним опытом. Ожидания, убеждения, сценарии поведения и мышления формируются на основании первых взаимодействий с заботливым взрослым.
Например, если ребёнок чувствует себя защищённым, он с большей вероятностью будет верить, что и другие окажут ему поддержку, основываясь на предыдущем опыте. С развившимся мнением о том, что окружение адекватно, человек стремится искать похожие межличностные связи, смешивая свои ожидания и взаимодействия с окружающими на основе приобретённых убеждений.