Как быстро запомнить информацию — 5 лучших способов. Как лучше запоминать информацию.

Вам нужно запомнить большой объем информации за короткое время? Вы готовитесь к экзамену? Хотите улучшить свою память, повысить IQ и снизить риск старческого слабоумия? Тренируйте свой мозг, не позволяйте ему скучать и быть вялым, загружайте его полезной информацией, и чем больше ее будет, тем лучше!

Как быстро запомнить информацию — 5 лучших методов

Большинство студентов так или иначе сталкиваются с проблемой подготовки к экзаменам. Во время занятий они ищут действительно эффективные методы быстрого запоминания информации. В интернете можно найти множество вариантов, но, к сожалению, не все они работают. Поэтому мы сделали подборку самых эффективных методик. С их помощью вы сможете легко подготовиться к любому тесту или экзамену.

В этой статье вы найдете методы, которые помогут вам быстро освоить материал, а именно визуализацию и технику мнемонического моста. Мы также объясним, почему важно тренировать свою память, и предоставим вам широкий спектр упражнений для ее развития.

Когда вам нужно быстро запомнить информацию

Почему трудно что-то запомнить

Как быстро запомнить информацию — 5 лучших методов

— Запоминание с помощью визуализации

— Как быстро запомнить информацию — с помощью мнемонических устройств

— Как улучшить свою память

Как тренировать память

Как запомнить информацию перед экзаменами

Как написать уникальное эссе

Когда вам нужно быстро запомнить информацию

В жизни студента часто возникают моменты, когда ему или ей необходимо быстро запомнить информацию. Как минимум два раза в год, во время летнего и зимнего семестров, вам приходится садиться за учебники и усваивать большое количество материала. При этом не имеет значения, хорошо ли вы учились в течение семестра или нет. Перед экзаменами нужно запомнить много материала, и иногда это очень трудно.

Помимо учебы, хорошая память помогает и в других сферах жизни. На работе вы можете использовать ее, чтобы быстро просматривать документы и выполнять абсолютно все задания, не забывая даже самые мелкие. Также очень важно запомнить имя и черты лица другого человека, если вы встречались с ним раньше. А если у вас хорошая память, никогда не забывайте поздравить любимого или даже знакомого человека с днем рождения.

Почему трудно что-то запомнить

почему возникают проблемы с памятью

Иногда студенты удивляются, почему у них возникают проблемы с запоминанием. Они думают, что учитель только что дал им новую тему, а к концу урока они уже не могут ее повторить. Кажется, что вы забыли все, что вам говорили раньше. Давайте посмотрим, что может быть причиной этой проблемы.

Что может быть причиной плохой памяти?

  • Развитие некоторых заболеваний. Например, остеохондроз, плохой обмен веществ, гипертония и заболевания сердечно-сосудистой системы
  • Психические расстройства. Не все они становятся причиной плохой памяти. Но большинство из них влияют на концентрацию внимания, восприятия и сам процесс запоминания
  • Побочные свойства некоторых лекарства
  • Травмы головы
  • Нарушение сна и питания
  • Инсульты и поражения мозга
  • Синдром дефицита внимания
  • Постоянная интоксикация организма. Это может быть отравление тяжелыми металлами или последствия зависимости от алкоголя или приема наркотиков
  • Хроническая усталость и стресс. Если вы слишком нервничаете перед сессией это также может плохо сказаться на подготовке. О том, как преодолеть страх перед экзаменом вы можете прочесть в нашем материале « Как перестать бояться неудачи »
  • Дефицит важных для функционирования витаминов и микроэлементов

Теперь, когда мы выяснили основные причины трудностей с памятью, давайте объясним, как можно решить эту проблему. Ведь всегда нужно искать способы упростить жизнь, а в нашем случае — быстро запоминать информацию.

Принципы запоминания

Память — это сложный психический процесс, который проходит в четыре фазы:

  • запоминание;
  • хранение;
  • воспроизведение;
  • забывание.

Специалисты в области психологии и медицины установили, что память имеет особенность: Если ее не использовать по назначению и не развивать, она со временем теряет свои свойства. Это приводит к возникновению других деструктивных процессов, которые могут повлиять на когнитивные и психические функции разума.

Как правило, это приводит к значительному ухудшению умственных способностей человека.

Все люди сталкиваются с проблемой запоминания больших объемов информации в различных ситуациях, но с возрастом эта проблема неизбежно улучшается. При хорошем развитии человеческого разума память развивается до 25 лет, в среднем возрасте она остается на том же уровне, а в старости постепенно ухудшается.

Чтобы максимально избежать негативных последствий ухудшения памяти, необходимо тренировать ее так же, как и мышцы. Суть этой тренировки проста: нужно все чаще и чаще вовлекать память в работу. Для этого следует придумать множество различных методов и приемов запоминания. Прежде чем овладеть ими, нужно знать, что такое память и по какому принципу она работает. Память бывает волевой и непроизвольной.

  1. Произвольное запоминание происходит при участии воли человека тогда, когда нужно усвоить информацию, а для этого требуется приложить усилие. Произвольная память, в свою очередь, делится на механическую (зазубривание наизусть) и логическую (осмысленную).
  2. Непроизвольная память работает без участия воли человека. Информация записывается в сознание самостоятельно. Обычно это происходит под действием сильного впечатления и большой заинтересованности. Интересная, нужная и важная информация запоминается человеком сама собой, причём без каких либо особых усилий.
  Как пережить предательство мужа и снова научиться жить. Как пережить измену мужа и сохранить семью.

Чтобы информация осталась в памяти надолго или даже навсегда, ее нужно анализировать, сравнивать, рассматривать с разных сторон, критически воспринимать и обрабатывать. Это означает, что быстрое и осознанное запоминание возможно только при соединении мышления и размышления.

Механическое запоминание неэффективно и отличается от логического. В первом случае — без размышлений — информация быстро забывается, во втором случае она обдумывается в голове и «оседает» там надолго.

Кроме того, память можно разделить на 3 типа в зависимости от преобладающего способа восприятия информации.

  • Зрительная (визуальная). Информация запоминается преимущественно через зрение, наблюдение, рассматривание.
  • Слуховая (аудиальная). Информация наилучшим образом усваивается на слух (через прослушивание).
  • Тактильная (кинестетическая). Человек, в котором преобладает такой вид памяти, лучше всего запоминает информацию через прикосновения.
  • Обонятельная и вкусовая. Встречаются гораздо реже в виде преобладающих в человеке типов памяти. Запоминание через запахи и вкусы выступает чаще на второстепенной роли. В некоторых профессиях главную роль играют именно такие виды памяти, например, повар или парфюмер. Поэтому такие виды восприятия информации тоже хорошо поддаются тренировкам и успешно развиваются.

Как запомнить много информации за короткий срок?

Все мы иногда сталкиваемся с необходимостью запоминать большие объемы важной информации. Например, школьники и студенты перед экзаменами. Или люди, только что приступившие к новой работе. Им нужна хорошая память, чтобы прочитать и усвоить все документы и информацию, необходимую для получения работы. Конечно, всем хочется запомнить информацию лучше и правильнее, желательно с первого раза. Давайте рассмотрим, какие приемы помогают осуществить эти желания.

  1. В первую очередь надо определиться, для чего нужна эта информация. Если человек осознает, что она важна и значима, то он обычно ставит цель запомнить ее при любых обстоятельствах. Когда вы полностью понимаете необходимость освоения той или иной информации, то проблема большого объема и коротких сроков отпадает автоматически. Такой настрой на работу по запоминанию приходит быстро и безболезненно, при этом активизируются дополнительные возможности и резервы.
  2. Выделить правильное время для освоения информации. Практика показывает, что существует наиболее благоприятное для запоминания время. Это 1-2 часа утром после пробуждения, а также 1-2 часа вечером перед сном. В течение дня, когда в наше сознание направлено много потоков различной информации, процесс запоминания большого объема чего-то конкретного проходит сложнее.
  3. Вникнуть в суть. Как уже было сказано выше, запоминается быстрее и качественнее лишь та информация, которая воспринимается осмысленно, а не просто зазубривается.
  4. Концентрировать внимание на самых ярких и интересных эпизодах запоминаемой информации, на удивительных, впечатляющих, практически полезных моментах.
  5. Тезисно выписывать из текста самое главное в определенной последовательности. Запоминание информации с первого раза нередко оказывается сложным процессом, поэтому можно при репетиционном воспроизведении изученной информации опираться на план-подсказку.
  6. Обсуждать, передавать и проговаривать вслух информацию. Попытайтесь рассказать и объяснить тему, которую изучаете сами, кому-нибудь еще. Найдите слушателя и вообразите, что вы учитель или преподаватель. Во время устной передачи изучаемой информации процесс запоминания идет лучше и легче. А когда собеседник задает вопросы, то это оказывает еще большую пользу, мозг активизирует свою работу и начинает изыскивать ответы не в заученных наизусть записях, а с помощью собственной логики. Если же не нашлось желающих вас выслушать, проговорите материал вслух воображаемому слушателю.
  7. Для лучшего запоминания информации надо не просто заново ее перечитывать, а стараться вспоминать, лишь подсматривая в записи.

Что касается повторения, то его рекомендуется делать ежедневно, но не более 20 минут, чтобы избежать перегрузки.

Эффективные техники

Существует множество различных систем и техник для улучшения памяти, которые помогут вам научиться легко усваивать большие объемы информации и надолго удерживать ее в памяти. Ниже приведены примеры и схемы наиболее эффективных методов.

Метод Цицерона

Тренировка памяти по методу Чичерона проводится довольно необычным способом. Он основан на работе с абстрактным воображением. Каждый из нас может спокойно и без усилий представить себе, например, привычную обстановку своего дома или рабочего места, предметы на улице и дороги, по которым мы часто ходим. Эта информация непроизвольно хранится в нашем сознании. Нам нужно лишь использовать ее для построения мощных ассоциативных сетей. То есть мы «раскладываем» информацию, которую нам нужно запомнить, в определенную последовательность знакомых объектов.

Самый простой и элементарный пример. Нам нужно купить продукты в магазине. Допустим, есть 10 товаров. Мы мысленно раскладываем их по часовой стрелке на 10 различных кухонных предметов.

Мнемоника

Мнемоника (или мнемоника) — это искусство запоминания. Оно включает в себя множество различных специфических приемов, которые помогают быстро и легко запоминать большие объемы информации, причем надолго. Одна из важнейших основ этих техник — ассоциации. Любая информация может быть преобразована в зрительные, слуховые или тактильные абстрактные образы и ассоциирована с объектами, которые уже закрепились в памяти. Все мнемонические техники основаны на этом принципе.

  Почему развивается пиромания и как с ней бороться кто такой пироман

Сторителлинг

Нарратив — это форма передачи информации и поиска смысла через рассказывание мифов, сказок, притч и историй. Эти истории могут быть о вымышленных или реальных людях. Спросите, как эта концепция связана с эффективными техниками запоминания. Это довольно просто. Как уже говорилось ранее, информация всегда запоминается лучше, если она ассоциируется с определенным образом или объектом. Этим образом или объектом вполне может быть история, которая имеет значение для запоминаемой информации.

Этот метод может быть очень трудным для тех, кто не обладает большим воображением, но творческие люди, скорее всего, найдут его привлекательным.

Интервальные повторения

Метод прерывистого повторения очень эффективен, когда вам нужно быстро выучить большой объем информации (например, перед экзаменами). Вы можете использовать метод повторения после основного изучения текста по следующему принципу:

  • через 20 минут после изучения;
  • через 6-8 часов;
  • через сутки.

Если необходимо запомнить какой-то фрагмент информации в течение длительного времени, следует повторить его несколько раз:

  • один раз в день заучивания (весь объем информации);
  • через 3 дня повторить основные тезисы, скажем, «скелет» текста;
  • через 6 дней снова повторить весь объем, но в разном порядке.

Интервальные повторения

zapominat2.jpg

Повторение — мать учения. Чем чаще мы повторяем выученное, тем меньше вероятность того, что мы снова его забудем.

Метод повторения через определенные промежутки времени помогает запомнить информацию любого объема.

Если вам нужно быстро выучить стих или подготовиться к экзамену, воспользуйтесь следующим алгоритмом повторения:

  • первое – спустя 20 минут после заучивания;
  • второе – спустя 6 – 8 часов;
  • третье – через сутки.

Чтобы лучше запомнить материал, желательно не просто перечитывать его, а активно вспоминать по памяти, то есть вспоминать, глядя на источник.

Если вам нужно вспомнить большой объем информации, которая пригодится не только в ближайший день или неделю, следует соблюдать такой интервал вспоминания:

  • первое – непосредственно в день заучивания (повторите весь материал);
  • второе – через 3 дня (повторите только ключевые моменты, которые выделены самим автором или Вами);
  • третье – через 6 дней (повторите всю информацию, но постарайтесь сделать это в другом порядке).

В идеале повторяйте пройденное каждый день, но не более 15-20 минут, чтобы не перегружать мозг.

Еще один совет: попробуйте объяснить непонятные или труднозапоминаемые моменты другому человеку. Если никто не хочет слушать лекцию о теории вероятности или значении эпохи Возрождения в живописи, просто произнесите по буквам ту часть информации, которая вызывает наибольшие затруднения у воображаемого собеседника. При этом ваш мозг автоматически выбирает самую простую формулировку.

Эффект края

zapominat3.jpg

Х. Эббингауз также обнаружил феномен: мы быстрее запоминаем информацию в начале и конце текста и точнее воспроизводим ее.

Вы мне не верите? Тогда проведем небольшой тест на внимание и память. Вы услышите ряд слов, которые вам нужно будет повторить.

Шоколад, листопад, поезд, газета, радиоволны, кровать, ладья, башня, радость, сон, стройка, ручка, шахматы.

Какие слова из списка а вы запомнили первыми? Шоколад и шахматы?

А что насчет слов в середине списка? Сколько из них вы можете вспомнить — три, пять? Что ж, вам есть к чему стремиться.

Но как эффект края помогает вам запоминать информацию? Да очень просто!

Прочитайте текст, который вам нужно знать. Выберите наиболее трудные разделы и начните запоминать их в первую или последнюю очередь.

Конечно, нельзя сказать, что эффект края всегда работает в 100% случаев, но в большинстве случаев он действительно работает.

Метод Фейнмана

zapominat4.jpg

Ричард Фейнман, физик-теоретик и лауреат Нобелевской премии, сформулировал алгоритм обучения, который поможет вам быстрее и лучше усвоить любой предмет.

Этот простой метод основан на объяснении нового и сложного материала ясным и простым языком так, чтобы его было легко запомнить.

Суть этого метода можно свести к трем простым пунктам:

  1. Тезисно выписываем все, что знаем по теме, которую необходимо выучить.
  2. Выделяем «пробелы» в знаниях и восполняем их, причем новую информацию следует записывать максимально простым языком, не содержащим сложных терминов и длинных предложений.
  3. Объединяем всю имеющуюся информацию в одну простую и интересную историю, изложить которую на листке бумаги необходимо так, чтобы ее понял восьмилетний ребенок. А затем пересказываем ее.

Используйте сравнения и визуализации (сопровождайте свои записи диаграммами, графиками и рисунками). Помните, что 90% информации воспринимается через зрение.

Вы можете записать свой рассказ с помощью диктофона или другого устройства, что поможет вам обнаружить «белые пятна», которые необходимо пересмотреть при пересказе.

Вы можете возразить, что этот метод давно используется и без Фейнмана, и будете совершенно правы. Все новое — это давно забытое старое. Фейнман кодифицировал, структурировал и завершил этот простой, но эффективный метод запоминания.

Метод Фейнмана способен превратить даже самый скучный и неинтересный материал в интересную и занимательную историю, которую смогут понять и запомнить как взрослые, так и дети.

  Медитация для спокойствия и уверенности в себе. Медитация на уверенность в себе.

Чанкинг-метод (дробление, фрагментирование)

Этот метод сочетает в себе несколько элементов для заучивания в небольшой группе. Многие люди используют этот метод, когда пытаются запомнить телефонные номера или номера счетов, но этот метод можно использовать и для других видов информации. Метод дробления часто отражается в том, как мы пишем телефонные номера — через дефис. Мы делаем это для того, чтобы лучше понять и быстрее запомнить серию цифр. Есть ли разница между восприятием серии цифр: 89265660000 и 8-926-566-0000? Конечно, есть.

Основной принцип, по которому работает эта техника, заключается в сочетании элементов на основе семантического кодирования, т.е. элементы располагаются небольшими группами в соответствии с контекстом или шаблоном.

Например, некоторые группируют список продуктов в алфавитном порядке, другие — по типу продуктов. В любом случае, этот метод будет успешным только в том случае, если вы распознаете и будете следовать тем шаблонам, которые кажутся вам наиболее естественными.

Интервальные повторения

Суть метода заключается в том, что вы повторяете усвоенную информацию через определенные, постоянно увеличивающиеся промежутки времени. У этого метода даже есть своя формула: Y=2X+1, где Y — день, когда информация начинает забываться, а X — день последнего повторения. Таким образом, если вы выучили информацию, например, неделю назад, вам придется повторить ее через 8 дней. Возможности интервального повторения бесконечны.

Техника интервального повторения часто используется в сочетании с флеш-картами. Самый распространенный пример: при изучении иностранного языка вы создаете флэшкарты с незнакомыми словами, а затем повторяете их через определенные промежутки времени.

Метод сторителлинга

Если верить исследованиям, наш мозг настолько любит истории, что хороший рассказ может вызвать выброс окситоцина — гормона, способствующего развитию эмпатии у человека.

Истории содержат все качества информации, которые наш мозг любит и запоминает: яркие и красочные образы, убедительные истории. Рекламная индустрия постоянно использует эти качества, но вы тоже можете использовать истории для запоминания важной информации. Главным образом потому, что это довольно просто.

Суть метода заключается в том, что вы создаете различные истории, содержащие элементы, которые вам необходимо запомнить. Таким образом, эти элементы собираются вместе в последовательности, образуя истории, которые мозг может лучше воспринять и усвоить.

Точность повествования в данном случае не имеет большого значения. Как и в случае с методом локуса, рассказывание историй зависит от органичного включения интересующей информации в нить повествования.

Используйте метод Цицерона

Этот метод является продолжением техники ассоциаций и подходит, когда вам нужно запомнить распорядок дня, отрывок текста, список телефонных звонков — своего рода последовательность.

Римский оратор Цицерон, прославившийся своими речами, не пользовался записями, когда выступал перед аудиторией. Он воспроизводил исторические сведения, имена и цитаты по памяти. В этом ему помогал следующий прием: оратор мысленно размещал запоминаемые единицы в знакомом пространстве в определенном порядке. Во время лекции Цицерон представлял себе комнату и без труда вспоминал нужные ему имена и даты.

Этот метод также называют методом мест или методом римской комнаты.

Пример:

Вам нужно запомнить порядок слов щенок, сыр, линейка, тесто, лужа. Мысленно представьте свою комнату, в которой вы знаете каждую деталь, и пройдитесь по ней, перебирая предметы один за другим:

«Перед комнатой сидит щенок. Я вхожу и вижу слева от двери комод, на котором лежит бутерброд с сыром. Я прохожу мимо комода и вижу письменный стол, на котором лежит желтая линейка, что сразу же привлекает мое внимание. Я продолжаю идти, подхожу к окну и вижу на подоконнике фигурку из пластилина. Я переворачиваю ее в руках и иду к выходу из комнаты, мимо дивана, деревянные ножки которого разбухли от воды, так как он стоит в луже.

Используйте метод Айвазовского

Этот метод, приписываемый знаменитому моряку, позволяет задействовать фотографическую память. Он полезен для запоминания вида, картины или образа любимого человека до мельчайших деталей.

Посмотрите на объект, пейзаж или лицо в течение трех-пяти секунд и постарайтесь запомнить детали. Затем закройте глаза и мысленно представьте объект во всех его деталях. Задайте себе вопросы о деталях этого образа и мысленно ответьте на них. Затем откройте глаза на секунду, снова посмотрите на объект и завершите картину. Закройте глаза и постарайтесь сделать образ предмета как можно более ярким. Повторите последние два шага несколько раз.

Занимайтесь визуализацией

Эта техника хороша для запоминания цифр и имен. Для этого вам нужно представить информацию, которую вы хотите запомнить, в деталях.

Пример:

Вам нужно запомнить имя. Представьте себе отдельные буквы: Они покрыты плющом, на некоторых из них растут цветы и т.д. Посчитайте их. Какая первая буква? Как выглядит вторая? Так вы сможете проанализировать информацию и запомнить каждую букву. И когда ваш мозг попросят об этом, он просто соберет пазл воедино.

Оцените статью
Добавить комментарий